Способы доставки – краткий обзор с примерами.
Часто от удобства и простоты (правильнее сказать "прозрачности" расчетов) оформления заказа зависит успех интернет магазин. Расчёт стоимости доставки играет не последнюю роль в данном процессе.
Как же быть с доставкой?
Ответ прост - все зависит от размеров интернет магазина и его дальнейшего развития.
Вариант 1: фиксированная стоимость + бесплатная доставка от ХХХ руб.
Так, если вы осуществляете свою деятельность в пределах города, то в большинстве случаев доставка будет осуществляться курьерами. В таком случае имеет смысл задать фиксированную стоимость доставки, и при этом указать сумму заказа, при которой доставка будет бесплатной.
Как, например, это сделано в базовом функционале MART1:
Конечно, в процессе создания интернет магазина на базе MART1 можно расширить данную логику, например, разбить город на зоны и для каждой зоны указать свою сумму заказа для бесплатной доставки. Рассмотрим ещё один вариант.
Вариант 2: федеральный интернет магазин с доставкой по всей стране
Вы – интернет магазин, осуществляющий продажу и доставку товаров по всей России. Основные склады, например, находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Это могут быть интернет магазины одежды и обуви, люстр и светильников и пр.
В данном случае можно реализовать разную логику расчёта стоимости доставки для разных регионов: для Москвы и Санкт-Петербурга ставим бесплатную доставку в пределах КАД и МКАД, остальное выделяем в зоны с разной стоимостью доставки. Для каждого региона России (или для всех) ставим свою стоимость, указывая порог суммы заказа для бесплатной доставки.
Саму доставку также можно осуществлять разными способами:
- курьерами по городу,
- Почтой России,
- транспортными компаниями,
- курьерскими службами.
Способы оплаты также можно менять в зависимости от выбранной доставки. При этом на этапе оформления заказа можно встроить калькулятор расчёта стоимости доставки - у транспортных компаний очень часто есть API для использования на просторах Интернет. Но здесь есть минус – нужно аккуратно вести товарную базу и указывать для всех товаров его вес, габаритные размеры. Именно эти параметры (возможно, есть и другие) влияют на конечную стоимость доставки у большинства транспортных и курьерских компаний. Рассмотрим пример подобной реализации в одном из интернет магазинов.
Всего в интернет магазине доступно 2 варианта доставки: Почтой России и Транспортной компанией до двери:
При выборе способа доставки «Почтой России» показываются дополнительные поля для заполнения: почтовый индекс и адрес доставки. Так как далеко не все знают свой почтовый индекс, размещаем рядом ссылку для определения почтового индекса по адресу:
При этом сам адрес на этапе оформления задается при помощи Яндекс карт: можно кликнуть по нужному дому, а можно воспользоваться поиском по карте. После заполнения всех обязательных полей, Почты России по API передает ответ в виде стоимости доставки:
Аналогично, но со своими нюансами, работает вариант доставки транспортной компанией.
Но! Нужно понимать, что подобная реализация требует наличия квалифицированной команды разработчиков.
Вариант 3: расчет доставки с дополнительными услугами
Пожалуй, один из самых сложных и длительных реализаций расчета стоимости доставки. Пользуется популярностью среди строительных интернет магазинов по причине:
- «Разношерстный» ассортимент: от легкого ведра до тяжелых строительных смесей и габаритного гипсокартона;
- Наличие дополнительных услуг: подъем на этаж с грузовым лифтом и без, разгрузка / погрузка и пр.
При таком подходе разрабатывается что-то вроде «калькулятора», который учитывает все нюансы. Рассмотрим чуть подробнее подобную реализацию.
Начальные условия:
- Наличие как минимум 1 склада в городе.
- Доставка в пределах города, город разбивается на зоны доставки.
- Предоставление дополнительных услуг:
- Разгрузка (стоимость зависит от зоны доставки и метрик: вес, объем и длина товара);
- Подъем с / без грузового лифта (считаются отдельно крупногабаритные и мелкогабаритные товары, задается минимальная стоимость);
- Доставка за пределы зоны доставки (по области) - расчет за каждый километр.
Ограничения и особенности:
- Доставка осуществляется фурами, 1 фура вмещает не более 1500 кг, 10 м3, 12 м. Если товар из корзины не вмещается в 1 фуру – загружается вторая.
- Наличие бесплатной доставки при достижении определенной суммы заказа. При этом бесплатная доставка осуществляется только в пределах зон доставки и распространяется ТОЛЬКО на первую фуру. То есть, если заказ укомплектовали на 2 фуры и вести по области, то мы первую фуру запускаем бесплатно + рассчитываем километраж по области, а для второй фуры рассчитываем стоимость доставки по полной.
Все значения и логика заносится в админку для дальнейшего редактирования:
Информация в админку может попадать вручную, и/или поступать из внутренних систем учета.
Как это выглядит на сайте, добавляем товары в корзину:
У нас получается итоговая масса 33 кг и объем 13,8 м3. Переходим к оформлению доставки: вводим контактную информацию, указываем адрес доставки на карте. Далее уже выбираем дополнительные услуги:
Для каждой дополнительной услуги видна рассчитанная стоимость, которая зависит от веса и габаритов товара + адреса (зоны) доставки. При изменении каких-либо параметров стоимость доп. услуг и доставки пересчитываются автоматически.
Вместо заключения
Как видите, организовать доставку товаров можно различными способами. Но так как интернет магазин – это прежде всего БИЗНЕС, то необходимо просчитать наиболее выгодную и рентабельную схему доставки именно для вашего магазина. А мы уже позаботимся о технической стороне реализации.
Отдельной темы заслуживают интернет магазины доставки еды. Более подробно мы рассматривали нюансы подобных интернет магазинов в одной из наших прошлых статей.